Об изменениях в законодательствах, регулирующих деятельности СМИ

В скором времени в силу вступят изменения в отраслевом законодательстве, процедура регистрации сетевого издания в качестве СМИ. Роскомнадзор рассказал представителям отрасли о правовых особенностях регистрации и администрировании доменных имен, а также привел примеры правоприменительной практики в области нарушения законодательства.
#

В скором времени в силу вступят изменения в отраслевом законодательстве, процедура регистрации сетевого издания в качестве СМИ. Роскомнадзор рассказал представителям отрасли о правовых особенностях регистрации и администрировании доменных имен, а также привел примеры правоприменительной практики в области нарушения законодательства.

Итак, Федеральным Законом № 239-ФЗ внесены изменения в Закон о СМИ, касающиеся уточнения и совершенствования процедуры регистрации СМИ по принципу ведения Роскомнадзором Общероссийского реестра средств массовой информации и предоставления Выписки из него.

Кроме того, Федеральными законами № 239-ФЗ и № 253-ФЗ устанавливаются взимание и размеры государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации. При этом, вне зависимости от формы периодического распространения, изменены размеры государственной пошлины за регистрацию СМИ – с 10 000 на 8 000 рублей.

Законы вступают в силу с 1 января 2018 года.

Изменения в отраслевом законодательстве (PDF, 678.36 Kb)

В ходе встречи был поднят вопрос об особенностях регистрации сайтов, через которые идет распространение массовой информации, в качестве СМИ с формой периодического распространения «Сетевое издание».

Важно не путать:

·         с электронными периодическими изданиями

Электронные периодические издания, в которых: информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку; имеют выходные сведения; тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях (например, дисках).

·         с информационными агентствами:

- правовой статус информационного агентства объединяет в себе статус юридического лица и средства массовой информации.

- под информагентством понимается организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации.

- при применении Закона о СМИ в отношении информагентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Преимуществами регистрации в качестве СМИ являются:

·         Редакция зарегистрированного СМИ имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

·         Редакция зарегистрированного СМИ имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

·         Новостные агрегаторы охотнее взаимодейтсвуют с зарегистрированными в качестве СМИ сайтами, поскольку первые не несут ответственности за распространение недостоверной информации, полученной от зарегистрированнхы в качестве СМИ сетевых изданий.

·         К интернет-ресурсам применяются положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в том числе положения, касающиеся ограничения доступа и блокировки сайта.

·         На сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, также распространяется действие Закона Российской Федерации о СМИ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации».

Сетевые издания имеют право на аккредитацию с целью получения информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц, а также возможность взаимодействия с зарегистрированными новостными агрегаторами.

Регистрация сайтов в качестве СМИ (PDF, 1.75 Mb)

Также представители Координационного центра доменов RU/РФ рассказали о правовых особенностях регистрации и администрирования доменных имен, которые возникают при учреждении сетевого издания

Домены и СМИ (PDF, 336.76 Kb)

Сотрудники правового управления Роскомнадзора рассказали об ответственности за нарушение Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для сайтов, не зарегистрированных в качестве СМИ.

Отдельной темой стало обсуждение проблем исполнения российского законодательства для сайтов, зарегистрированных в качестве сетевых изданий - сайтов, на которые распространяется действие Закона о СМИ. Был проведен анализ типовых нарушений законодательства на основе правоприменительной практики Роскомнадзора и обращений, поступающих от граждан.

В завершении мероприятия представители СМИ задали интересующие их вопросы.

 

«Вопрос организации деятельности сетевых изданий актуален, как минимум, по двум причинам:

Во-первых, государство в последнее время урегулировало деятельность ряда субъектов информационного пространства, прежде всего, осуществляющих свою деятельность в сети Интернет, и это, так или иначе, отразилось и на деятельности сетевых изданий. А во-вторых, мы видим все увеличивающуюся динамику регистрации в качестве СМИ именно изданий, которые распространяются посредством Сети.

В любом случае, работа по разъяснению отдельных норм, а также профилактика правонарушений – наша приоритетная задача, которую мы последовательно реализуем. Такие семинары, в первую очередь, призваны сблизить позиции отраслевых организаций, средств массовой информации и контролирующего органа». – отмечает заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин.